Цель: создание комфортного психологического климата в коллективе; сплочение педагогического коллектива; развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу, мотивация педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности. Задачи: познакомить присутствующих с понятием психологический климат, профессиональное выгорание, симптомами его проявления,; освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса; развить групповую сплоченность; снять напряжение и получить психологическую поддержку; стабилизировать эмоциональное состояние. В программе тренинга: 1. Приветствие. Упражнение «Пальчики». 2. Упражнение «Имя — качество». 3. Педагогическая зарядка (снятие мышечных зажимов). 4. Введение. 5. Упражнение «Аббревиатуры». 6. Упражнение «Одновременность». 7. Упражнение «Музыкальная викторина». 8 . Упражнение «Мои профессиональные проблемы». 9. Упражнение «Подарки». 10. Заключение. Видео релаксация «Распускающийся бутон розы» Материалы и оборудование: 1. Бумага формата А4 (по количеству участников). 2. Ручки (по количеству участников). 3. Текст с аббревиатурами. 4. Билетики (по 3шт. на каждого участника). 5. Запись видео релаксации «Распускающийся бутон розы». Продолжительность: 1 ч.-1,5ч. ХОД ТРЕНИНГА Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада Вас видеть. День сегодня хороший, солнечный, не по-осеннему теплый. Я хочу, чтобы и в нашем коллективе было хорошее настроение, взаимопонимание, чтобы все получили удовольствие от этой встречи. На тренинговых занятиях есть определенные традиции правила, о которых я хочу вам напомнить: «Здесь и сейчас», «Искренность и открытость», «Конфидециальность», «Принцип «Я»», «Активность», «Толерантность». 1. Приветствие. Упражнение «Пальчики». Цель: создание позитивного настроения, актуализация принципа здесь и сейчас, настраивание на работу в группе. Участники тренинга занимают места по кругу, тренер предлагает им поздороваться, но поздороваться необычно, указательными пальцами. 2. Упражнение «Имя — качество» Каждый сидящий называет свое имя и свое качество, начинающееся на первую букву имени. 3.Педагогическая зарядка (снятие мышечных зажимов): - ох уж эти детки (качаем головой); - голова кругом (круговые движения головой); - что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи); - но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед); - сбросим груз проблем (резкое опускание плеч); - родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны); но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам! (работа руками); наша работа бесконечна (круговые движения бедрами в форме восьмерки); но мы любим свою работу (резкое движение бедрами вперед); документацию затопчем (движение ногами); начальство давит с одной стороны, дети с другой (давление на руки соседа в кругу); но мы, воспитатели детского сада (название садика), знаем, что вместе мы сила (обхват за локти и наклон назад). 4. Введение. Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива. Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Строительство психологического климата, сплоченности коллектива — это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Но если человек постоянно находится в стрессовом состоянии, подавлен, то это приводит к эмоциональному истощению или эмоциональному выгоранию. Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Основные симптомы СЭВ: ухудшение отношений с коллегами и родственниками; нарастающий негативизм по отношению коллегам; злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином; утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины; повышенная раздражительность - и на работе, и дома; упорное желание переменить род занятий; то и дело возникающая рассеянность; нарушение сна; обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня. Синдром "Эмоционального выгорания" включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов: 1-я стадия (1) "Напряжение" - симптомы: неудовлетворенность собой, "загнанность в клетку", переживание психотравмирующих ситуаций, тревожность и депрессия. 2-я стадия (2) "Резистенция" - симптомы: неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. 3-я стадия (3) "Истощение" - симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения. 5. Упражнение «Аббревиатуры» Материал: бланки с аббревиатурами (каждая пишется на отдельном бланке). Инструкция. Участникам команд поочередно предлагается расшифровать следующие аббревиатуры: ГДДВ (группы детей дошкольного возраста), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), ЮАР (Южно-Африканская республика), ФГТ (федеральные государственные требования), ПК (персональный компьютер), СССР (Союз Советских Социалистических Республик), КСО (коллективные средства обучения), КТД (коллективное творческое дело). После этого предлагается расшифровать те же аббревиатуры по-своему – так, чтобы тематика относилась к дошкольному образованию. Каждая команда расшифровывает по 2 аббревиатуры на выбор. 6. Упражнение «Одновременность» Инструкция ведущего: «Каждой команде дается время, за которое вы должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а после паузы, длительность которой вы определите сами, например 3 секунды, – снова хлопнуть и т. д. Игра считается хорошо выполненной, когда ее условия выполняются всеми участниками одновременно (нет разнобоя в хлопках)». Примечание. В дальнейшем эту игру можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Одновременность – это высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Упражняет в подчинении общему ритму. 7.Упражнение «Музыкальная викторина» Инструкция. Каждой команде надо отгадать песню с помощью подсказки и спеть ее. На обдумывание дается не более 10 секунд. Подсказки: песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (Ответ: «Песня Красной Шапочки»); песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью. (Ответ: «Песенка Винни-Пуха»); песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси (Ответ: «Где то на белом свете…»); песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек (Ответ: «Песня про зайцев» из к/ф «Бриллиантовая рука») песня о четырех мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе (Ответ: «Опять скрипит потертое седло…» из к/ф «Д’Артаньян и три мушкетера»); песня о трагической смерти маленького насекомого (Ответ: «В траве сидел кузнечик»); песня о неизвестной игрушке с большими ушами (Ответ: «Песня Чебурашки»); песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело (Ответ: «Буратино») 8.Упражнение «Мои профессиональные проблемы» Каждый заканчивает предложение: «В моей работе мне нравится…», «В моей работе мне особенно трудно и неприятно…». 9. Упражнение «Подарки» Цель: консолидация группы и формирование эмоционально-позитивной атмосферы. Необходимы пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Можно раздать по три билета на человека. На каждом билете необходимо написать качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, прочитать его и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» благодарит и сам выбирает билет, дарит его куму-то из участников. 10.Видео релаксация «Распускающийся бутон розы». Роза, без сомнения, истинная королева красоты среди цветов. Распускающаяся роза подобно человеку, готовому к постоянному развитию, открытому к встречам со всем новым неизведанным и интересным. Психологи уверены: заглянув в раскрывающейся розовый бутон мы имеем возможность увидеть там много увлекательного неожиданного, получить ответы на важные вопросы и, возможно, даже обнаружить в самой сердцевине цветка саму себя…Главное включить фантазию. Это упражнение – медитация, с помощью которого можно открыть в себе внутренние резервы для более гармоничной жизни. Сядьте поудобнее, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Одним словом расслабьтесь. Внимание на экран (демонстрация распускающегося бутона с релаксационной музыкой).