Конспект подгруппового логопедического открытого занятия в старшей группе
14.01.2014, 12:18
Конспект подгруппового логопедического открытого занятия в старшей группе Тема: «Дифференциация звуков Б-Б'» Цель: учить детей чётко произносить звуки Б-Б', дифференцировать их на слух и в произношении. Задачи: - учить образовывать существительные именительного падежа, единственного числа с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов – ек; - ик; -ок; - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, внимание, воображение, память, мелкую и общую моторику; развивать речевое дыхание и направленную воздушную струю. - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение чётко отвечать на поставленный вопрос, дождавшись своей очереди.
Оборудование: мягкие игрушки Белочка, Бычок, Буратино, барабан большой и маленький, мячик, колечки су-Джок, сигнальные карточки, раздаточный материал, корзинка.
Вводная часть Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети входят в группу, здороваются с гостями. Подходят к своим столам. - Сядет тот, чьё имя начинается на звук…(все дети садятся). 2. «Заботимся о своём здоровье». - Доброе утро! Сядем красиво, выпрямим спинки, ножки поставим ровно. Будем заботиться о своём здоровье (под музыку). * Массаж (растирание шеи, щёк, губ, мочек ушей, поглаживание носа.). * Гимнастика для глаз (закрыли-открыли 4 раза; смотрим вверх- вниз- вправо- влево, в обратную сторону). * Пальчиковая гимнастика (с использованием колечек). _ А теперь возьмите колечки, и мы вспомним нашу любимую пальчиковую гимнастику (массируется каждый пальчик правой руки, соответственно стихотворной строке, затем тоже на левой руке). Сидит белка на тележке, продаёт она орешки: Лисичке- сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому. 3. Артикуляционная гимнастика. Пододвиньте к себе зеркала. Не забывайте следить за правильной осанкой. • Улыбочка- трубочка (5 раз) • Часики (10 раз) • Качели (10 раз) • Лошадка (10 раз) - Вытираем губы. Убирает зеркала. Дыхательное упражнение «Подуем на бабочку» - Возьмите двумя пальчиками бабочку и подуйте на неё (5 раз) - Молодцы! Вы всё сделали правильно.
Основная часть 4. Знакомство с темой занятия. - Сегодня к нам на занятие пришли в гости : Бычок и Белочка. Какой первый звук в слове Бычок? (Б). Правильно! Бычок любит стучать в большой барабан: Б-Б-Б-Б…. Вместе с бычком постучим (дети произносят: Б-Б-Б-Б). Послушайте внимательно, какой это звук? (звук Б) Характеристика звука Б: А что вы можете сказать об этом звуке? (выставляются карточки- символы звука Б): Этот звук согласный (губы сжаты, создают преграду воздуху), твёрдый, звонкий. Мы обозначаем его синим кружком с колокольчиком. А теперь отгадайте загадку: В дупле живёт, Да орешки все грызёт (Белочка). Правильно, это наша гостья- Белочка. А на какой звук начинается слово белочка? (Б'). Правильно. Белочка любит стучать в маленький барабан: Б'- Б'- Б'- Б'. Постучим вместе с ней: Б'- Б'- Б'- Б' Послушайте внимательно и скажите, какой это звук? (Б'). Давайте вспомним, какой он? (дети выставляют карточки символы и дают характеристику звука Б': согласный, мягкий, звонкий. Мы обозначаем его зелёным кружком с колокольчиком). 5. Игры. - Ребята, наши гости Бычок и Белочка, приготовили для вас интересные задания и хотят проверить, сможете ли вы с ними справиться. Вы готовы? (Да) Ну тогда начнём! 1) Первое задание называется «Будь внимателен» (дифференциация изолированных звуков). Я буду называть звуки, а вы должны внимательно их слушать. Как только я назову звук Б или Б', быстро поднимите сигнальчик но будьте внимательны, на звук Б вы поднимаете какой сигнальчик? (синий), а на звук Б' (зелёный). Д,Т,Б,М,П',Б,Н,Д',П,Т,Б',В,Б,Д,Т,Б',П,М,П,Б' Молодцы! Вы были очень внимательны! 2) А теперь второе задание «Потерялись слоги БА и БЫ» (дифференциация звуков в слогах) Вы знаете, ребята, когда Белочка и Бычок готовили для вас это задание, то очень торопились и забыли дописать последние слоги у всех слов. Это слоги БА и БЫ. Я буду говорить начало слова, а вы будете заканчивать слово нужным слогом. Первый слог- БА: вер…ба, из…ба, тру..ба, друж…ба, борь..ба, стрель..ба. Второй слог- БЫ: тру..бы, гу..бы, из…бы, клум..бы. Ну вы и правда молодцы, и со втором заданием справились 6. Динамическая пауза. Посмотрите, кто к нам пришёл? (Буратино). Он пришёл не просто так, а для того, чтобы выполнить с вами разминку. (Динамическая пауза «Буратино»). 7. «Скажи ласково». Поиграем с мячиком. Наши гости хотят, чтобы вы всегда были добрыми и ласковыми и для этого приготовили интересную игру. Я буду называть слова, а вы будете называть эти же слова, только ласково. Например, гриб- грибочек. Бок- бочёк, Бык- бычок, Кабан- кабанчик, Подберёзовик- подберёзовичек, Белка- белочка, Булка- булочка. Вот и с этим заданием вы справились! 8. А теперь поиграем в «Звуковое лото» (дифференциация в словах) У вас на столах лежат карточки и фишки. Посмотрите внимательно на карточку и закройте сначала те картинки, в названии которых твёрдый звук Б. А теперь закройте зелёными фишками те картинки. в названии которых звук Б'. Замечательно! Вы отлично справились с заданием. 9. «Сделаем подарки для гостей» (дифференциация в связной речи) Белочке мы подарим картинки, в названии которых мягкий Б', а Бычку подарим те картинки, в названии которых звук Б твёрдый. 10. Составление рассказа по картинке . (дифференциация в связной речи) 11. Упражнение на развитие мелкой моторики «Дорисуй по точкам». Заключительная часть 12. Подведение итогов занятия.