Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 12.05.2024, 10:58

Дошколёнок

Навигация
Разделы
Учебные пособия [18]
Методические наработки [73]
Презентации, плакаты, папки-передвижки [39]
Для Вас, родители! [22]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методические наработки

Тренинг "Эмоциональное выгорание педагога"
18.11.2015, 15:42
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Тема: проблемы педагогов, связанные с эмоциональным выгоранием.
Цели:
 познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами профилактики;
 выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;
 освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;
 развить групповую сплоченность;
 снять напряжение и получить психологическую поддержку;
 стабилизировать эмоциональное состояние.
В программе тренинга:
1. Приветствие. Упражнение «Пальчики».
2. Упражнение «Имя».
3. Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом».
4. Введение.
5. Притча «Стакан с водой».
6. Игра "Я люблю, конечно, всех...".
7. Упражнение «Я –дома, я –на работе».
8 . Тренинговое упражнение «… зато ты».
9. Упражнение «Вверх по радуге».
10. Заключение.Рефлексия.

Материалы и оборудование:
1. Бумага формата А4 (по количеству участников).
2. Ручки (по количеству участников) .
3. Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом» .
4. Текст притчи «Стакан с водой».
5. Запись музыки.

Продолжительность: 1 ч.-1,5ч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада Вас видеть. День сегодня хороший, солнечный, не по-осеннему теплый. Я хочу, чтобы и в нашем коллективе было хорошее настроение, взаимопонимание, чтобы все получили удовольствие от этой встречи.
На тренинговых занятиях есть определенные традиции правила, о которых я хочу вам напомнить: «Здесь и сейчас», «Искренность и открытость», «Конфидециальность», «Принцип «Я»», «Активность», «Толерантность».

1. Приветствие. Упражнение «Пальчики».
Цель: создание позитивного настроения, актуализация принципа здесь и сейчас, настраивание на работу в группе.
Участники тренинга занимают места по кругу, тренер предлагает им поздороваться, но поздороваться необычно, указательными пальцами.

2. Упражнение «Имя».
Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.
Например:
Ж – жизнерадостная;
А – активная;
Н – новая;
Н – необычная;
А – артистичная.
Далее все участники группы зачитывают свои имена и придуманные прилагательные.

3. Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом».
Участникам предлагают ответить на вопросы несложного теста.
Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.
1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?
3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?
5. Испытываете ли Вы сильные головные боли от конфликтов в семье?
6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
7. Бываете ли Вы иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?
9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
10. Часто ли Вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?



4. Введение.
Сегодняшнее наше занятие посвящено эмоциональному выгоранию, а точнее его профилактике и снятию эмоционального напряжения. Термин "эмоциональное выгорание" впервые был введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение ("человек - человек").
Синдром эмоционального выгорания (burn-out) представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.).
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений педагога и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу успеваемости детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение.
Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс... Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога.
Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата.
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека. В этой ситуации наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределенности и беспомощности, так характерные для современных педагогов. Следствием повышенной напряженности труда педагог нередко становится подавленным, апатийным, испытывает чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках.

Основные симптомы СЭВ:
 ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
 нарастающий негативизм по отношению коллегам;
 злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
 утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
 повышенная раздражительность - и на работе, и дома;
 упорное желание переменить род занятий;
 то и дело возникающая рассеянность;
 нарушение сна;
 обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
 повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.

Синдром "Эмоционального выгорания" включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:

1-я стадия (1) "Напряжение" - симптомы:
 неудовлетворенность собой,
 "загнанность в клетку",
 переживание психотравмирующих ситуаций,
 тревожность и депрессия.

2-я стадия (2) "Резистенция" - симптомы:
 неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
 эмоционально-нравственная дезориентация,
 расширение сферы экономии эмоций,
 редукция профессиональных обязанностей.

3-я стадия (3) "Истощение" - симптомы:
 эмоциональный дефицит,
 эмоциональная отстраненность,
 личностная отстраненность,
 психосоматические и психовегетативные нарушения.

6. Притча «Стакан с водой».
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: «Сколько, по-вашему, весит этот стакан?»
-«50», «100», «125» грамм!- предполагали студенты.
-Я и сам не знаю,- продолжил профессор,- чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течении нескольких минут?
-Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо! А что будет, если я подержу этот стакан в течении часа? -снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, ответил один из студентов.
-Так. А что буде если я, таким образом, подержу этот стакан целый день?
-Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправлять вас в больницу, сказал один студент.
-Очень хорошо, невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
-Нет, был ответ.- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?!
Студенты были удивлены и обескуражены.
-Что мне сделать, чтобы избавиться от боли?- спросил профессор.
-Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот!- воскликнул профессор,- точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут- это нормально.
Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовать вас, то есть вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить проблему от себя в конце каждого рабочего дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежим, бодрым и готовым справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

6. Игра "Я люблю, конечно, всех...".
Цель: создать положительную атмосферу.
Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущих говорит фразу: "Я люблю, конечно, всех, но ... (называет какой-либо признак, например, тех у кого светлые волосы, тех, кто имеет домашних животных)... больше всех". Участники игры с указанным признаком должны поменяться местами, а ведущий в это время - успеть занять чей-то стул. После этого, тот, кому не хватила стула, становится ведущим и игра начинается сначала.

7. Упражнение «Я –дома, я –на работе».
Инструкция: разделить лист пополам. Составить два списка определений (как можно больше) «Я –дома, я –на работе».
Проанализировать:- похожие черты; -противоположные черты;- одинаковые качества;- отсутствие общих черт; - какой список больше?; - какой получился объемнее?; - каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть различия и т.д.

8 . Тренинговое упражнение «… зато ты».
Цель: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.
Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

9. Упражнение «Вверх по радуге».
Цель: стабилизация эмоционального состояния.
Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.

10. Заключение. Рефлексия.
Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:
 старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
 учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
 проще относитесь к конфликтам на работе;
 как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

Помните: работа - всего лишь часть жизни.
Категория: Методические наработки | Добавил: olesyalisovenko
Просмотров: 1496 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz