Цель: снижение агрессивности, тревожности, развитие коммуникативных качеств, готовность к помощи; закрепить знания детей о эмоциях; тренировать умения узнавать эмоциональное состояние за мимикой; развивать эмоциональную, когнитивную сферу и мелкую моторику руки; воспитывать положительное отношение друг к другу. Ход занятия Психолог здоровается с детьми, рассказывает им, что сегодня они отправятся к королеве Эмоции на праздник Радости. Добрый день, детишки! Как у вас делишки? Вы вокруг себя оглянитесь, И друг другу улыбнитесь! Психолог. Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей.) Нас пригласила королева Эмоция на праздник Радости. Упражнение «Выбери эмоцию на праздник». Цель: снижение эмоционального напряжения; учить детей проявлять свои эмоции и чувства. Психолог. Каждому необходимо выбрать эмоцию, с которой он пойдет, на праздник. (Ребенок выбирает смайлик с эмоцией и прикрепляет на одежду.) Психолог. Отправляемся на праздник! (Дети под музыку идут в гости к королеве Эмоции. Приветствуют ее.) Психолог. Здравствуй королева, мы пришли на праздник Радости! Королева Эмоция. (плачет). Ой, какой праздник, если я не могу открыть сундук радости? Злая колдунья заколдовала радость и закрыла ее здесь.(Показывает на сундук. На нем замочная скважина в виде геометрических фигур.) Психолог. Не грусти, мы тебе поможем открыть сундук, давай ключик. Королева. Ключ колдунья спрятала в необычные цветы. Его можно взять, только когда пройдешь испытания, которые написаны на лепестках. Психолог. Не волнуйся, королева, наши детки очень умные, ловкие, они смогут пройти испытания. Правда? (ответы детей.) (Психолог с детьми подходят к первому цветку – цветку грусти.) Психолог. Этот цветок даст нам свой ключ, если мы пройдем три испытания. (Психолог отрывает лепесток первого цветка.) Упражнение «Универсальный магазин» Цель: развитие внимания, мышления, умение действовать вместе. Психолог. В магазин привезли много новый товаров, но продавец их перепутал, поэтому очень грустит. Необходимо помочь продавцу разложить товары в такие отделения: овощи, фрукты, школьные принадлежности и мебель. (Ребенок отрывает другой лепесток и психолог читает задание.) Упражнение «Рассказ за ребенком». Цель: расширить знания детей об эмоциональной сфере, научить распознавать эмоциональное состояние за мимикой. На рисунке мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Психолог. – Что чувствует мальчик на рисунке? -Что чувствует девочка на рисунке? - Почему она плачет? - Почему люди плачут и грустят? - Что необходимо сделать, чтобы девочка не грустила?. Королева Эмоция подбадривает детей приятными словами. Психолог отрывает третий лепесток первого цветка и читает задание. Упражнение «Покажи без слов». Цель: развитие эмоциональной сферы, развитие мимики и жестов, научить показывать разное настроение с помощью мимики. Психолог. Покажите хитрую лису, сердитого волка, радостного котика, растерянного песика, злого медведя, испуганного зайца, удивленного попугая. Психолог с детьми достает ключ, который лежит в средине первого цветка, примеряет, подходит или нет. Ключ грусти не подходит к сундуку радости. (Ключ в виде треугольника, а необходим в виде звездочки.) Дети подходят к другому цветку, отрывают лепесток. Психолог читает задание.
Упражнение «Волшебный мешочек». Цель: развитие мелкой моторики, мышления, различать предметы по размеру. В мешочке что-то странное И маленькое, и крошечное. Что там - попробуй, угадай, Пальчикам работу дай. Где мягкое? Где жесткое? Попробуй, угадай! Дети отгадывают, что в завязанных мешочках. Психолог с детьми отрывают другой лепесток. Грустный танец «Куклы».
Психолог. Одна обезьянка начала смеяться с других: «Так вам и надо! Хорошо, что вы упали и вам больно. Так вам и надо! Ха-ха-ха!» (Психолог берет игрушку и имитирует обезьянку.) Психолог. Покажите, дети, как сердится обезьянка, как она кривляется, смеется над теми, кто упал? Покажите детей, которые упали? (Дети показывают злую обезьяну и грустных детей.) Психолог. -Дети, хорошо ли ведет себя обезьянка? -Красивая она, когда злится? -Как вы считаете, можно смеяться если кто-то упал и ему больно? -Будут ли с этой обезьянкой дружить другие обезьянки? Психолог с детьми достает ключ и примеряет его к замку. Ключ гнева не подходит к сундуку радости. (Ключ в виде квадрата.) Психолог предлагает поиграть в игру «Дракон хочет поймать свой хвост». Цель: снижение напряжения, развитие ловкости и умения действовать вместе. Психолог. Необходимо держать друг друга за талию. Пока играет музыка, стараться словить хвост. Злой дракон хочет поймать свой хвост. Дети подходят к третьему цветку, отрывают лепесток. Психолог читает задание. Упражнение «Азбука настроения». Цель: тренировать умение различать эмоциональное состояние за мимикой; развивать умение действовать вместе. Психолог. Посмотрите, пожалуйста, на фотографии разных людей и разложите их на три колонки. В первую колонку положите фото, где люди грустные, во вторую-фото, где люди раздражительны, а в третью - радуются. Дети отрывают второй лепесток.
Беседа «Радость». Психолог. Вам необходимо подумать и ответить на мои вопросы: - Когда вы испытываете радость? -Что вам приносить радость? -Что вам хочется делать, когда вы чувствуете радость? Дети отрывают последний лепесток.
Коллективный танец «Радость». (Достают из цветка ключ и примеряют к сундуку.) Королева Эмоция. Ключ радости подошел! Спасибо, вам мои юные друзья! А сейчас настает праздник Радости!
Сюрприз. Из сундука радости под музыку вылетают воздушные шары и дети с ними весело танцуют. Рефлексия. Звучит спокойная музыка, дети благодарят королеву за праздник. Психолог. А сейчас давайте возьмемся за руки и каждый расскажет, что ему больше всего понравилось, запомнилось, было интересным в гостя у королевы Эмоции. Упражнение «Аплодисменты». Цель: снятие эмоционального напряжения, улучшение настроения. Мы с вами хорошо поработали. И на последок я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не убежали от нас, их необходимо крепко накрепко объединить аплодисментами. Психолог. Время плывет быстро. Нам пора возвращаться в группы. До свиданье, королева Эмоция!